Вторник, 30.04.2024, 06:19

Добро пожаловать Гость | RSS
Главная | Эссе «Социальные инновации в образовании» | Регистрация | Вход
Меню сайта

Для родителей

Методичка

    Публикации

    Эссе «Социальные инновации в образовании»
     учителя муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нальчика Кабардино-Балкарской Республики Гедгафовой Зулии Хабижевны.
    Если я чем-то на тебя не похож,
    я этим вовсе не оскорбляю тебя,
     а, напротив одаряю.
    Антуан де Сент-Экзюпери
    Да, мои ученики совсем не похожи на свои сверстников. Их доброе утро начинается с ласковой улыбки мамы в полной тишине. Они не слышат… Они, как и все соседские дети, с ранцами за плечами отправляются в школу, в начале урока надевают слуховые аппараты и погружаются в мир звуков. Этот мир привлекает и отталкивает одновременно. С одной стороны, его хочется познать, но с другой стороны, зачем: мои близкие понимают язык жестов. Этот язык журчит как родник, лечит как доброе слово, жалит как жало. Но почему-то такая комфортная жизнь не удовлетворяет, и ты понимаешь, что никакие трудности не остановят. То ли мир стал меньше, то ли ты вырос. Да, я тоже не похожа на своих коллег. Я знаю, что мы с моими учениками должны быть вместе, ходить в обычную школу, а не учиться в интернате. Ребенок не должен проводить день в том месте, где он спит! Обучение ведётся по традиционной программе массовой школы, но наряду с общеобразовательными предметами есть предметы коррекционной направленности: индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и произношения, музыкально-ритмические занятия, а уроки развития речи проводятся как индивидуально, так и фронтально. Если к началу обучения словарный запас у детей бывает минимальным, то по мере обучения он значительно расширяется. Первые два года идёт накопление словаря, перевод из пассивного в активный. В это время я сталкиваюсь с необходимостью научить слабослышащих детей распознавать слово в различных его формах употребления. Например, хорошо знакомое детям слово «стол» вызывает затруднение в контексте. Но уже к 3-4 годам обучения, не слыша устной речи, они научаются изменять слова по вопросам, правильно употреблять их в предложениях. В этот период обучение строится с обязательным и постоянным использованием опорных схем. У слышащих детей речевой опыт приобретается спонтанно, тогда как слабослышащие дети приобретают его только в рамках организованной работы. Для слабослышащих детей помимо вербального поощрения важно ощущение сопричастности. Мимика и жесты, добрый взгляд вселяют в ребенка уверенность. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организационное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха. Как- то на уроке чтения мне надо было объяснить, что такое сон. Дети никак не могли меня понять, как можно видеть, если у тебя закрыты глаза… Когда они пришли в нашу школу, они были замкнуты и растеряны, им было сложно общаться со слышащими сверстниками, а сейчас они легко вступают в контакт с учителями, с ребятами из других классов. Вместе играют на переменах, общаются в столовой. А свидетельством того, насколько они раскрепощены, насколько им комфортно в школе, может служить такой пример: когда весной в школу приезжала делегация немецких врачей и педагогов, работающих над проблемой кохлеарной имплантации , ребята им рассказывали о себе , о своих увлечениях без стеснения, и даже, когда представительница делегации представилась им как Корин, они были в недоумении, так как им не привычно было воспринимать на слух знакомое им имя одноклассницы Карины. В ходе этой беседы непроизвольно они познакомились с новым для них словом «тёзка». На всём протяжении обучения приоритетным направлением работы является развитие речи, а так как ни на уроках, ни во внеклассной работе не использую жестовую форму речи и дети, оказавшись в речевой среде, приспосабливаются и адаптируются в мире слышащих гораздо лучше и быстрее, чем, если бы они обучались в специализированном учреждении. Очень важно обеспечить ресурс развития для всего диапазона взаимоотношений с природой, обществом и себе подобными, ориентируясь на валоризацию социальных ролей. Для этого необходимо вовлекать детей и их родителей в различные виды деятельности, в том числе и проектную. В 2007-2008 учебном году мы работали над проектом «Организация работы по подготовке к профессиональному самоопределению слабослышащих учащихся». Целью проекта было мотивирование учебной деятельности в практико-ориентированном направлении. Проект непосредственно нацелен на учащихся, родителей и педагогов. У учащегося формировались и развивались коммуникативная компетентность (пополнение активного словарного запаса), компетентность в области постановки и разрешения проблем (фактическое понимание своих потенциальных возможностей), технологическая компетентность (знакомство с рабочими местами людей разных профессий), компетентность в области самообразования (умение выстраивать собственную программу развития), социальная компетентность (формирование механизмов, способствующих успешной адаптации в обществе и прогнозированию возможных результатов ситуаций). Родители учились реально оценивать возможности своего ребёнка; строить траекторию развития ребёнка, исходя из его потенциальных возможностей, а не из личных притязаний; через совместную с ребёнком деятельность понимать его. Велосипед стабилен, когда он движется. Дети, осваивая новые роли, расширяют горизонты. Очень важно искать роли, а не навязывать их и не подталкивать к ним! Каждый из нас хочет роль. И если он не находит положительную роль, он начинает искать отрицательную. Находя роли, повышая их имидж, мы повышаем свою компетентность. Количество социальных ролей со временем увеличивается. В этом году мои ребята освоили новую для себя роль. В рамках сотрудничества с благотворительным фондом помощи детям-сиротам и инвалидам «Димина мечта» они вязали носочки, кофточки таким же непохожим ребятам. Каждый год мы принимаем участие в городском физкультурно-спортивном соревновании для детей с ограниченными возможностями здоровья « Преодолей себя». Если в начале дети только участвовали, то уже в 2009 году они завоевали 17 призовых мест. Здоровые ученики и здоровые учителя – это жители идеальной школы, но, к сожалению, в нашей практике мы сталкиваемся с проблемами в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения и серьёзные заболевания существовали и будут существовать всегда, зачастую они доставляют нам массу неприятностей и затрудняют нормальную жизнедеятельность. Если бы мы задумались о том, что каждый ребёнок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу, мы бы стали думать «что не так со школой» и какие сильные стороны есть у каждого ребёнка. Человек с инвалидностью имеет равные права на участие во всех аспектах в жизни общества, равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей. Очень важно вовлекать моих учеников в разные виды деятельности для того, чтобы они могли учиться жить независимой жизнью. Независимая жизнь – это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. Все мы зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который выпекает хлеб, от обувщика и портного. Обувщик и портной зависят от врача и учителя. Однако эта взаимосвязь не лишает нас права выбора. Если вы не умеете шить, вы идёте в ателье или покупаете одежду в магазине. Если у вас нет времени или желания починить утюг, вы идёте в мастерскую. И опять ваши решения зависят от вашего желания и обстоятельств. Чтобы стать действительно независимыми инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Такие преграды могут быть явными (физическая среда), а также скрытыми (отношения людей). Если преодолеть эти преграды, можно добиться многих преимуществ. Это первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников и работодателей, супругов и родителей, налогоплательщиков. Каждый день мы стоим перед выбором: «Что делать?», «Как повести себя?» Обмануть - не обмануть, помочь - не помочь, уступить - не уступить?.. Причем каждое решение разветвляется и ведет к следующему выбору, и так до бесконечности. Всю жизнь, ежеминутно, начиная с глобальных поступков, кончая самыми элементарными, бытовыми ситуациями – дома, на работе, в транспорте. И в том, какой выбор сделан, как раз и проявляется суть человека. Однажды я поняла, чем одарили меня мои дети: они научили смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться, слышать молчание… Они хотят быть услышанными. В нашей школе все ребята учатся не только чтению или алгебре. Они каждый день учатся человечности, уважению. Ведь уважение предполагает равенство. В классе есть мальчик Валера, который после того как чихнет, сразу говорит: «Спасибо!». Не потому что он услышал: «Будь здоров!», а потому что знает, что ему это скажут. Им еще предстоит узнать очень много…
    _

    Друзья сайта
  • Гимназия №4 Нальчик
  • Учитель года России
  • Министрерство образования и науки КБР
  • Open World

  • Загрузка файлов


    Гимназия №4 Нальчик © 2024